Управление в интересах населения
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Впервые последовательный ряд прав потребителей был сформулирован Президентом Соединенных Штатов Америки Джоном Ф. Кенеди 15 марта 1962 года в специальном послании о защите интересов потребителей. В послании провозглашены четыре права потребителей:
право на безопасность – право на защиту от продажи товаров, опасных для жизни или здоровья;
право на информацию – на защиту от обманной, ложной или грубо вводящей в заблуждение информации, рекламы, маркировки или других видов практики и на получение сведений, необходимых для того, чтобы сделать компетентный выбор;
право на выбор – на обеспечение по мере возможности доступа к разнообразным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам;
право быть услышанным – на обеспечение того, чтобы интересы потребителей полностью и благожелательно учитывались при разработке политики правительства, и на справедливое и оперативное рассмотрение жалоб административными органами.
Позднее Всемирная организация союзов потребителей добавила еще четыре основных права потребителей:
право на возмещение ущерба – на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения;
право на потребительское образование - право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействовать на сферы производства и реализации товаров и услуг;
право на удовлетворение базовых потребностей – на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание;
право на здоровую окружающую среду – на снижение негативного воздействия потребления на окружающую среду.
Международные и общепризнанные права потребителей нашли воплощение и в российском законодательстве.
«7» февраля 1992 года был принят Закон Российской Федерации
№ 2300-1 «О защите прав потребителей», регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами, исполнителями при продаже товаров, возмездном выполнении работ и оказании услуг, и устанавливающий следующие основные права потребителей:
-право на приобретение товаров (работ и услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
-право на достоверную и полную информацию о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах);
-право на просвещение потребителей;
-право на государственную и общественную защиту интересов потребителей.